Версия сайта

 

Сведения об образовательной организации

 

Регистрационный номер______________________

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

ИМЕНИ И.И. ТАРАСЕНКО СТАНИЦЫ  ВЫСЕЛКИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ВЫСЕЛКОВСКИЙ  РАЙОН

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

 Введено в действие приказом                             УТВЕРЖДЕНО

 от 02.09.2013     №     278 -А                                педагогическим советом

 по МБОУ СОШ № 2 станицы Выселки                МБОУ СОШ № 2

                                                                                   станицы Выселки

                                                                              (протокол №1 от 31.08.2013)

                                                                                  _____________А.В. Козлов.

 

 

Положение о наставничестве

МОУ СОШ №2 станицы Выселки

  1. Общие положения.
    1. . Школьное наставничество – разновидность индивидуальной воспитательной работы с впервые принятыми молодыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.

Наставник – опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.

Молодой специалист – начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе вуза, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.

  1. . Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
  2. . Правовой основой института школьного наставничества является настоящее Положение, другие нормативные акты Минобрнауки России, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений.
  1. Цели и задачи наставничества.

2.1.  Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является   оказа­ние помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.

2.2.  Основными задачами школьного наставничества являются:

- привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и за­крепление учителей в образовательном учреждении;

- ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способ­ности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанно­сти по занимаемой должности;

- адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.

  1. Организационные основы наставничества.

3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.

3.2.   Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы по учебной  работе и руководители методических объе­динений, в которых организуется наставничество.

3.3.  Руководитель методического объединения подбирает наставника из наиболее под­готовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, комму­никативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы, предпочтительно стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному предмету.

Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.

3.4.   Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях методического объединения, согласовываются с заместителем директора по учебной  работе и утверждаются на заседании Методического совета.

3.5. Основанием для утверждения наставника является выписка из заседания методического объединения, согласованная с заместителем директора по учебной работе.

Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого на­ставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен по рекомендации Методического совета, приказом директора школы с указанием срока наставничества. Наставник прикрепляется к молодому спе­циалисту на срок не менее одного года.

3.6.  Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:

-впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;

-выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, при­бывшими в образовательное учреждение;

    -выпускниками непедагогических профессиональных образовательных  

   учрежде­ний, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не

   имеющими трудо­вого стажа педагогической деятельности в    

   образовательных учреждениях;

-учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и ов­ладения новыми практическими навыками;

-учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков

в определенном классе (по определенной тематике).

3.7. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:

-увольнения наставника;

-перевода на другую работу подшефного или наставника;

-привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;

-психологической несовместимости наставника и подшефного;

-отсутствия результативности наставничества.

3.8.  Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на проме­жуточном и итоговом контроле.

3.9.   Для мотивации деятельности наставнику устанавливается надбавка к заработной  плате  из стимулирующего фонда.

За успешную многолетнюю работу наставник отмечается директором ОУ по дейст­вующей системе поощрения вплоть до представления к почетным званиям.

3.10.    По инициативе наставников они могут создавать органы общественного самоуправления - Совет наставников.

 

  1. Обязанности наставника.

- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;

- разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педа­гогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

- знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;

- вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

- проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; - разрабатывать совместно с молодым специалистом План профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

- оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;

-вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, ре­зультатах его труда;

- подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

 

  1. Права наставника

         Наставник имеет право:

- с согласия заместителя директора по УР (руководителя методического объединения) подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников ОУ;

- требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письмен­ной форме.

 

  1. Обязанности молодого специалиста

 

6.1.  Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматрива­ется на заседании МО с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается приказом директора ОУ.

6.2.  В период наставничества молодой специалист обязан:

- изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные документы, определяющие его

слу­жебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и

функциональные обязанности по занимаемой должности;

-  выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать

практическими навыками по занимаемой должности;

- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить

свои взаимоотношения с ним;

- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

 

  1. Права молодого специалиста

 Молодой специалист имеет право:

- вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенство­ванию работы, связанной с наставничеством;

- защищать профессиональную честь и достоинство;

- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его рабо­ты, давать по ним объяснения;

- защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики;

- требовать конфиденциальности дисциплинарного (служебного) расследования, за исключение случаев, предусмотренных законом;

- посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью;

- повышать квалификацию удобным для себя способом.

 

  1. Руководство работой наставника

8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на за­местителя директора ОУ по учебно-воспитательной (учебной) работе.

8.2. Заместитель директора ОУ по УВР (УР) обязан:

- представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить при­каз о закреплении за ним наставника;

- создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;

- посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;

- организовать обучение наставников передовым формам и методам индивиду­альной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;

- изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставни­чества в образовательном учреждении;

- определить меры поощрения наставников.

8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут руководители методических объединений.

Руководитель методического объединения обязан:

- рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника;

- провести инструктаж наставников и молодых специалистов;

- обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соот­ветствии с настоящим Положением;

- осуществлять систематический контроль работы наставника;

- заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты моло­дого специалиста и наставника и представить их заместителю директора ОУ по УВР (УР).

 

  1. Документы, регламентирующие наставничество

 

            9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

- настоящее Положение;

- приказ директора ОУ об организации наставничества;

- планы работы  методических  объединений;

- протоколы заседаний  методических объединений, на которых рассматривались вопросы на­ставничества;

- методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству;

- переписка по вопросам деятельности наставников.

 

 

 

Положение рассмотрено и одобрено на заседании

Методического совета  МБОУ СОШ №2 станицы Выселки

Протокол  № 1 от « 31» августа  2013 г.

 

Сетевой город

Доступная среда